![](p.gif) |
Вопрос: Маргарита, сначала расскажите, пожалуйста, не о фестивале, а о Коктебеле, как вы впервые оказались там.
Ответ: Меня, как и всякого человека, который читал Волошина, Цветаеву и поэзию серебряного века заинтересовало место Коктебель. И когда вдруг выяснилось, что там существует дом Волошина и туда реально можно поехать, при первой же возможности я туда поехала. Хотелось обойти вообще весь Крым, но получилось так, что меня завезли случайно именно ранним утром в Коктебель. Я вышла из такси, и я увидела Сюрю-Кая, это одна из гор Кара-Дага, в розовом восходящем свете. Те, кто был в Коктебеле на восходе, понимают, о чем я говорю. Это одно из самых незабываемых явлений в мире именно Сюрю-Кая на восходе. Меня это совершенно потрясло, и после этого я как художник там осталась на несколько лет, и все время рисовала горы Кара-Дага и небо Коктебеля. И до сих пор рисую. Честно говоря, Кара-Даг и небо Коктебеля лично мне затмили и поэзию и личности и Цветаевой, и Волошина. Как ни странно, там набрала силу как художник, и было жалко это упускать, хотелось это реализовать.
И подошло еще одно удивительно красивое событие. Я встретила именно в том же Коктебеле людей, которые практикуют Рэйки и динамические медитации Ошо. Практиками я интересовалась с очень ранней юности, уже в 20 лет встретила йогу, потом практиковала систему Порфирия Корнеевича Иванова. И во всех случаях было нечто, что меня не устраивало. В ситуации йоги не было хороших учителей, а в ситуации Порфирия Корнеевича Иванова я не могу голодать двое суток и я не могу, чтобы все время было холодно. Вот эти вот условия: много холода и необходимого голода, они меня остановили в том, чтобы это практиковать долго. Я некоторое время практиковала, потом перестала. Потом достаточно долго было увлечение и практика православия. Но в православии меня остановило то, что нет практик, которые связаны с телом, только молитвы. Мне это элементарно мало. Я настолько подвижный человек, я очень высоко ценю физику, вот физическое тело. Я слышала, что в монастырях уже есть какие-то занятия, где используется физическое тело, но для этого надо было уходить из мира, а мне это совершенно не подходило. И вот как раз в Коктебеле 93го года я познакомилась с Рэйки - человек получает исцеление положением рук. Начала заниматься практиками, сама еще только этому учиться и пользоваться и вовсю заниматься живописью. К 96му году я могла сама вести динамические медитации Ошо, и мне захотелось это сделать в Коктебеле. По всему миру проходил 21 день динамических медитаций Ошо, я решила это сделать в Коктебеле. И получилось. Нашлись люди, нашелся зал. Коктебель поддержал фестиваль, как все что он вообще поддерживает. Это удивительное место, которое поддерживает все. Это удивительное эхо человека, которое поддерживает то, с чем он приходит. Коктебель вообще уникальное место на земле, которое в этом плане очень благодатное, поддерживает, не споря с человеческим выбором, то, что человек выбирает для себя сам.
Вопрос: Это не обольщение, что именно он поддерживает все. Наверно от человека зависит. Если он приезжает, допустим, не в Коктебель, а куда-нибудь в Киев, неужели Киев в этом не откликнется так же?
Ответ: Вы знаете, у меня создалось впечатление, что есть более звонкие места Земли. Вот как барабан натянутый. Ведь можно же стукнуть по подушке, можно стукнуть по стене, можно стукнуть по барабану. И барабан откликнется. У меня такое ощущение, что есть места на земле, более чуткие к намерению человека. То, что я вам сейчас изложу, это, собственно говоря, мой взгляд на Коктебель. Там есть Кара-Даг и там есть Святая. Эта та часть вулкана, поскольку Кара-Даг это вулкан, частично реализовавшийся, прорвавшийся, частично не реализовавшийся. Как раз вот эта часть, которая надувшаяся - гора Святая. Она входит в целое ожерелье невысоких гор на Земле, таких вершин на которых очень сильно проявлено то что называется словом Небо и сильно проявлено то, что называется словом Земля.
Я попробую пояснить. Например, Эверест - это то, где сильно проявлено Небо. Там Небо как бы главное. Есть места, где очень сильно проявлена Земля. Ну вот, на мой взгляд, это Аркаим на южном Урале, там вообще подъемов нет, там вдалеке магнитная гора, но вот эта вот ровная плоскость, видно, что Небо спустилось к Земле. А вот есть такие вершины, где равномерно и Земля и Небо очень близки друг другу и открыты человеку. Потому что опять такие есть места, где Земля явно взаимодействует сильно с Небом, но они не для человека, они для чего-то другого. Для лесов, для полей, возможно, Бермудский треугольник явно не для человека: как человек туда заходит, так и нету человека. Место падения Тунгусского метеорита тоже, туда и не пройти, там что-то сильное совершается, но человек туда по каким-то причинам не подпускают.
А есть места где место - для человека. Эти вершины, о которых я говорю, это вот например Фавор, где было преображение Христово. Это гора Кураяма, где Микао Усуи получил дар практики Рэйки. И все эти горы отличает такая особенность: они не высокие, 500-600 метров. И те кто видел Кураяму, или Фавор, когда они видели Святую, они говорили: эти горы так похожи. Может из-за этой горы Святая, оно как барабан натянуто и очень чуткое место к намерениям человека.
ВОПРОС: Гость субботней студии радио Свобода Маргарита Касьянова, один из организаторов фестиваля в Коктебеле. С ней беседует Вера Володина. Ну и сам фестиваль. Место вы выбрали хорошее. А сам фестиваль, что происходит там в течение семи недель?
ОТВЕТ: Он больше известен как культурно-творческий фестиваль на данный момент. Потому что там проходит много лекций. Довольно известный за последние годы Александр Константинович Шапошников, это филолог, который выпустил много книг. И о Пифагоре, и переводы орфических гимнов, и перевод Египетской книги мертвых+ Он читает и в этом году, будет читать свои лекции об истории эзотерики. Курс истории эзотерики будет президент нашей ассоциации читать немножко с другой стороны, два курса фактически истории эзотерики. Будет читаться история человеческой культуры, история архитектуры. Причем это все достаточно весело, не то что там обязательно за парты сесть, это все в свободной обстановке.
ВОПРОС: А кто приходит на лекции и что такое участник фестиваля? Ведь если лекции - это для тех, кто чего-то не знает? Или приходят люди, которые все всё знают и весело друг с другом обсуждают
ОТВЕТ: Вы знаете, там как раз те вещи, которые вообще редко встречаются, редко где можно узнать. Я этими темами интересовалась, но я каждый раз нахожу что-то такое, что я слышу первый раз, и у меня вообще глаза распахиваются. Будет эзотерическая архитектура, например. Это женщина из Алма-Аты, она кандидат и искусствоведения и архитектуры. Разбирает с точки зрения эзотерика и архитектора древние строения Египта, Греции и многие другие. Вот с этой точки зрения, с необычной точки зрения взгляд на архитектуру.
ВОПРОС: Носители этой информации, они как-то в традиционное представление врисовываются? Это иной взгляд, или это что-то такое феноменальное?
ОТВЕТ: Я не знаю, что Вы называете словом традиционное+. Но, по крайней мере, это очень интересно. Это похоже на то, что есть в книгах. Это то, что в принципе где-то рассыпано, но под таким взглядом, что лично мне было очень интересно. Есть такой курс, на котором очень необычный взгляд на историю культуры, на самые известные, надоевшие уже со школьной скамьи факты вдруг смотрится с совершенно необычной точки зрения.
ВОПРОС: Можно что-то рассказать, как пример.
ОТВЕТ: Например, образование средиземноморской культуры с точки зрения клетки, живой клетки. Как они появлялись вокруг Средиземного моря страны, как они развивались, как отпочковывались. Точно так же как размножается, живет живая клетка.
ВОПРОС: Но все же не лекции по истории культуры, эзотерике отличают коктебельский фестиваль. Расскажите, пожалуйста, о главном.
ОТВЕТ: Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходила в голову мысль: а вдруг что-то можно еще делать, узнавать. Большое количество людей, которые работают на фестивале, они еще дополнительно занимаются практиками. Это то, что появилось в той форме, в которой оно сейчас появилось, в 20ом веке. Как ни странно это можно считать одним из подарков цивилизации человечеству, который может быть еще не слишком известен. Как мобильный телефон, как электричество и так далее. Потому что в древности практики, которые раскрывали человека, они, как ни странно оказывались внутри монастырей, либо внутри каких-то тайных орденов. Я не знаю почему, я не историк. Но вот те практики, которые помогали развиваться людям, почему-то оказывались не всем доступны. Или для того чтобы ими заниматься, надо было уходить в монастырь. А мне не по темпераменту в монастырь, ну я не могу, я люблю красивые танцы и так далее. Мне это просто не подходит. При моем глубоком почтении, любви к тому, что происходит в православной церкви. Мне очень нравятся службы, я люблю праздники, я сама крещена, с удовольствием хожу на исповедь, к причастию, мне это очень нравится, и я глубоко это уважаю. Но мне та мне хватает движения, мне там элементарно не хватает физического движения. И хор поет, я не могу толком распеться. Туда невозможно спокойно забежать в любой момент. Надо обязательно юбочку, платочек, а я могу быть в другом виде. Там невозможно устроить театр, а я люблю устраивать театр.
ВОПРОС: Театр, очевидно речь о каких-то ролевых играх?
ОТВЕТ: Так называемые драмы. Астродрамы и Тародрамы. Они основаны на очень простых вещах, они больше известны как психологическое исцеление, либо физическое исцеление. Но они занимаются нечто большим. Они помогаю человеку реализовать себя как человеческое существо. И творчество - это одна из форм реализации человеческого существа. Астродрамы. Когда роли планет, роли стихий, роли знаков разыгрываются в Астродраме.
ВОПРОС: Гость субботней студии радио Свобода Маргарита Касьянова, один из организаторов фестиваля в Коктебеле. С нею беседует Вера Володина.
Давайте на примерах. Вы какую-нибудь роль играли в подобном действии? И зачем? Вам это нужно было, с чем Вы вошли, с чем вышли.
ОТВЕТ: Я могу об этом говорить очень много, но я расскажу об одной такой театральной группе, где разыгрывались арканы Таро. Таро, к сожалению, имеет очень дурную славу, потому что пока Таро только спекуляции и плохо обученные, как правило, люди с этим работают. Так вот, мы разыгрывали три старших аркана: Шут, Маг и Дева и, соответственно, королевский двор. Ну, это известно даже из игральных карт. Я обожаю устроить где-то какой-нибудь шурум-бурум, вообще все вот изменить и нетрадиционно посмотреть на вещи, я это люблю с детства. Но тот опыт, который я там получила в этой игре, где не было задано определенных постановок, просто было сказано: вот роль такая-то, играйте. Так похоже на детскую игру, когда дети собираются и говорят: так, ты папа, ты мама, ты старшая дочка, ты младшая дочка, ты врач. И они начинают играть. Они же не пишут ничего. Но вот название, ты дочка, как бы архетип дочери, начинает играть. И вот когда мы разыгрывали Тародраму, я играла шута, я поняла эту роль изнутри. Я сейчас читаю изумительную книгу о мудрости безумцев, где человек собрал мудрость всех шутов за всю историю человечества. У меня такое ощущение, что я знаю что-то большее, что можно прочесть из книг, я знаю, что они это знали. И меня поразило в этой игре фантастическая безопасность шута, который все время идет на грани гибели, в общем-то, находится. Если посмотреть юродивых и так далее, они все время на этой грани. Но он делает, шут, то, что необходимо в этой ситуации. А, ни много, ни мало, мое действие спасло фактически зарождающуюся катастрофу взаимодействия между двумя государствами. Там было два королевства и тот метод, которым начинали взаимодействовать эти королевства, он бы привел либо к войнам впоследствии, либо к интригам и ни к чему хорошему. Моя игра, когда я просто на уши ставила два королевства, сама того не замечая, привела к тому, что королевства породнились через шутовскую свадьбу. Потом, когда я расспросила тех. Кто участвовал в этой игре, я выяснила, что оказывается в процессе всего этого, меня собирались казнить. Я этого даже не заметила. И я поняла что шут, делая совершенно безумные поступки, ведом чем-то большим и позитивным, и то, что он находится в безопасности. Я не помню даже начала, поняла, что надо взаимодействовать, игра была: двум королевства провзаимодействовать, такая была игра. А когда есть два королевства, два вида власти, два дома, элементарно, в которых свои порядки, их взаимодействие, мягко говоря, не всегда бывает гладко, если посмотреть хоть что-нибудь из истории.
ВОПРОС: Дефицит бесстрашных шутов.
ОТВЕТ: Вы знаете, да, шутов не хватает. Сахаров был шикарным шутом. Два двора, которые обязаны были сохранить порядок, они совершенно правильно себя вели. Их задача была - сохранить двор, сохранить порядок в государстве, сохранить правила - это нормальные государственные функции. И шута, который просто опрокидывал регулярно порядок, они хотели казнить.
ВОПРОС: Но, тем не менее, об этом Вы вспоминаете с удовольствием.
ОТВЕТ: Ну, где бы у меня была возможность при двух государствах быть шутом? И так, чтобы мотаться между двумя правительствами. Ну, вот скажите мне, пожалуйста. Я понимаю, что это игра. Но это была достаточно серьезная игра. Я поняла, что если ты берешь роль шута, надо идти до конца и ничего не бояться. Как только ты чего-то испугался - все, ты не выполнишь ту задачу, из-за чего ты вдруг стал шутом. А это невозможно нормальными способами сделать. Это можно только какими-то вот именно безумными способами сделать. Если нормальный помысел, достаточно спокойный, чистый, то все будет в порядке.
ВОПРОС: Такие практики для театральных людей?
ОТВЕТ: Ой, да конечно. Так это же, собственно говоря, система Станиславского, она же очень сильно перекликается с теми практиками, которые были в монастырях, которые были в орденах. Лойола тот же. Они очень похожи. И, кстати, в одном из последних интервью у Полунина спросили, кроме трех форм внимания, которые дает Станиславский, что еще использует клоун. Он говорит: еще две. Первая, когда он, задрав голову, идет, смотрит на звезды и ничего не замечает на земле, и может все что угодно происходить, но он смотрит на звезды. А вторая форма внимания - когда он смотрит внутрь себя и совершенно ничего не замечает вокруг.
И я про то вот чем мы занимаемся. У меня такое ощущение, что есть возможность и на звезды смотреть и смотреть внутрь себя и нормально жить. Взаимодействовать и с деньгами нормально. Хотелось бы быть верно понятой. Это не технологии безусловного успеха. Потому что когда я начала вот так вот взаимодействовать, я поняла, что я с какими-то вещами в жизни просто не хочу иметь дело и я туда не даю денег. И, кстати говоря, эти области и мне не дают денег. Наводится ясность, я более соответствую себе.
ВОПРОС: С точки зрения человека, который занимается всем, о чем вы рассказали, как выглядят люди, которые этим не занимаются?
ОТВЕТ: По-разному. Очень по-разному. Те люди, которые в силу удачи, или в силу характера, или в силу таланта или в силу везения не позволяют себя задавить, что ли и не давят других, а находят свое место в жизни и там реализуются, они, как ни странно, удивительно похожи и легко воспринимают то, чем мы занимаемся. Они похожи на тех людей, которые занимаются практиками. Но таких людей маловато. Большинство, к сожалению, не решается настолько быть собой, просто не решаются, что в какой-то момент их внешняя среда и физическая и социальная все-таки где-то сжимает, ломает и человек не решается раскрыться. Часто даже в юности. У нас совершенно не поддерживается раскрытие взрослого человека. И тем более старика. Дети еще туда, сюда, в юношестве - ну еще немножко, в зрелом возрасте - ну если только ты хочешь быть бизнесменом, и тебя учат немножко на тренингах успеха. Но учат уже чему-то конкретному, не ставится задача раскрытия человека как человеческого существа и это не поддерживается. А с моей точки зрения человек - это процесс. До глубокой старости. И практики, они помогают.
| ![](p.gif) |